начинающий вахабит (vahabeet) wrote,
начинающий вахабит
vahabeet

Categories:

Научная религия. часть 1

предыстория статьи: Атеистический фанатизм

ислам - научная религия

Для того, чтобы доказать что Ислам является научной религией, мы разберемся с тем, что такое "наука" и "научный подход", и покажем, что Исламская религия, как совокупность информации (знаний), относится к категории науки. Мы также рассмотрим общий характер этих знаний, что снова подтвердит наше утверждение. А в качестве источников, будут приводиться в основном примеры восприятия Ислама немусульманскими исследователями (что придаст большую объективность, т.к. мусульмане чаще воспринимают свою религию вне критики).



 

Содержание:

Эксперимент — Объективность — Систематизация — Критичность — Открытость — Получение новых знаний— Почему Ислам дружит с науками? — Почему современная наука не признает религии как науки? — Ислам и науки — Заключение

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать. (Википедия, "Наука").

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. (Википедия, "Научный метод")

Ключевые тезисы этих двух понятий: эксперимент (наблюдение и измерение данных об объекте), объективность, системность, критичность, свободный доступ к результатам исследований (и методикам), получение новых знаний из имеющихся. Разберем каждый пункт подробно.

Эксперимент

Когда речь заходит о Религии - мы имеем дело с контактом между представителем из мира людей и Божеством (для простоты изложения будем дальше именовать их как Пророк и Бог, а результат контакта - Откровением). Таким образом, Бог и Пророк являются основными элементами эксперимента.

На данный момент, судя по всему, нет приборов, измеряющих божественное присутствие, но это не является причиной "ненаучности" утверждений о существовании Бога. Когда школьникам объясняют тему магнитного поля, им показывают кусок металла, на который кладут лист бумаги и рассыпают туда металлические опилки. Опилки выстраиваются в определенном порядке под воздействием магнитного поля. Никто не видит это самое поле, но его существование стает очевидным для всех. Верующие же люди видят подтверждение существования Бога как Творца, сотворившего мир и установившего порядок во Вселенной. Когда Ньютон разложил солнечный свет на спектр, он сказал "не знаю, кто сотворил этот свет, но кто бы это ни был - его стоит боятся".

Если предположить, что Творец существует - то логично, что он дает руководство своим творениям. Советский союз, создавая сложную технику и отправляя ее в места назначения, обязательно отправлял также своих инструкторов - специалистов, которые обучали тонкостям устройств. В известной песне американский пилот "Фантома" во Вьетнаме, в последние секунды перед тем как его сбил "Миг", слышит русский мат. Разве что автомат Калашникова везде в ходу и не требует наличия инструкторов.

Когда Творец мироздания передает людям свое повеление, которое, по сути является инструкцией к правильному пониманию и использованию творения, созданного им (сельхозугодья, скот, эмоции, мысли, душа, звезды в небе, противоположный пол, вода и т.д.). Пророк в этом случае является тем самым инструктором, которого Бог отправляет людям. И его жизнь, поведение, переданные им знания и Божественное Откровение - являются важнейшей составляющей научного эксперимента в случае с религией.

Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали.[*]

Насколько обширный и качественный эксперимент (т.е. наблюдение за процессом явления миру Божественного Откровения) мы имеем в случае Пророка Мухаммада, можно судить из следующих сообщений.

Один из сподвижников Пророка (с.а.с.) по имени Абу Зарр аль­Гъифари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха покинул этот мир, не оставив для нас без разъяснения даже полёт птицы и знание о двух её крыльях».

Некоторые многобожники сказали Салману аль­Фариси [?]: «Неужели ваш пророк научил вас всему и даже тому, как следует справлять нужду?» Он ответил: «Да». [*]

От Пророка Мухаммада до наших дней до нас дошел Коран и Сунна - основные источники вероучения Ислама. Это и есть результат эксперимента, который без доли сомнения можно назвать научным, что мы докажем в оставшейся части статьи.

Объективность.

Когда речь идет об изучении тепловых свойств вещества, объективность - это, к примеру, точность измерения температуры. Мы будем следовать букве науки, если будем измерять температуру исправным градусником, а время - исправными часами. Измерение времени часами, которые показывают погоду - необъективно.

Пока не важно, правильные формулы мы потом выведем из получившихся измерений или нет. Важно то, что мы измерили все правильно работающим градусником и записали четкие показания, например, +72.5 градусов по Цельсию, а не ткнули пальцем и сказали "ой, горячо!!!". И не достаточно иметь исправный градусник. Надо также следовать правилам измерения. Допустим, мы измеряем горячий источник воды в горах, где кругом холод и снег. Температура воды в источнике + 40 С, вы засунули туда градусник (и он стал показывать настоящую температуру), а потом вытащили его и отвлеклись, заболтались с напарником, к примеру, и когда посмотрели на градусник спустя 5 минут, после того, как его уже продул ледяной ветер, и записали в журнале "температура воды +2 градусов". Или, представьте, что вы хотите открыть курорт в этом удивительном месте, который потом может принести вам многомиллионную прибыль. И заплатили исследователям 1 тысячу долларов, чтобы они измерили температуру воды источников. Но ваш конкурент заплатил им 20 тыс. долларов, чтобы они сняли "не те" замеры - объективным это исследование уже не будет.

Таким образом, объективность - это когда вы замерили хорошим градусником, и в соответствии с определенными правилами и предосторожностями, которые помогают исключить "необъективность".

В случае с религией объективность заключается в том, чтобы этот контакт Бога и Пророка был зафиксирован надлежащим образом и с соблюдением соответствующих условий. Если кто-то говорит, что Божества заведомо не существует - это уже однозначное проявление необъективности, и научным такой подход считать нельзя. Если контакт с божеством зафиксировали (записали) спустя длительное время после самого факта - это тоже отклонение от объективности, особенно, если запись вели люди сомнительного образования и далекие (по языковым, культурным или другим причинам) от восприятия Пророка. Если Откровение записывал идеальный по всем показаниям писарь - но при этом над его головой висел беспощадный меч - "буква вправо, буква влево - сикир башка" - объективности тоже не следует ждать. Даже если писарь пожертвует собой ради правды, напишет несколько лишних слов и ему снесут голову, то можно тут же вырезать не нужный кусок текста, посадить другого, более "покладистого" писца, и продолжить (фальси)фиксацию Откровения.

Чтобы лучше осознать феномен Корана как Божественного Откровения нужно сравнить его с хадисами кудси. Хадис кудси - это хадисы (предания, сообщения), восходящие своей цепочкой передатчиков к Всевышнему Аллаху. Если в обычном хадисе сподвижники передают слова (дела) Пророка с.а.с., то в хадисе кудси Пророк (с.а.с.) передает слова Аллаха. Таким образом, в хадисе кудси мы тоже имеем дело с речью Аллаха. Но, отличие Корана от хадисов кудси в том, что в Коране слова и смысл принадлежат Аллаху, а в хадисе кудси - смысл сообщает Аллах, а слова принадлежат Пророку (с.а.с.).

Вот что говорят западные исследователи о дошедшем до нас Коране.

Нельдеке: "Коран принял ту форму, в которой он существует в настоящее время, спустя два-три года после смерти пророка Мухаммада. Кодекс (редакция) Усмана является всего лишь копией свитка Хафсы, редактирование которого было завершено еще при Абу Бакре или при Умаре. Редактирование касалось только построения и расположения сур и текст Корана был передан таким, каким его оставил пророк". [*]

Бартон: "Коран, которым мы располагаем сейчас дошел до нас в той форме, в которой он был составлен и одобрен пророком". Бартон даже называет этот текст "свитком Мухаммада". [*]

М.Уотт (Р.Белл?): "Современная наука практически не ставит вопрос о подлинности Корана. Стиль отдельных частей Священной книги различен, но все же его нельзя спутать с чем-нибудь иным. Единство Корана так очевидно, что едва ли может возникнуть тень сомнения в его подлинности. (...) Тот факт, что различные по содержанию, а иногда и противоречивые откровения вошли в Коран, является надежным доказательством того, что, с небольшими исключениями, до нас дошло все ниспосланное Мухаммаду". [*]

При жизни Пророка Мухаммада (с.а.с.) число знающих Коран сподвижников исчислялось сотнями. Так же при жизни Пророка с.а.с. Коран уже был полностью записан, хотя канонического списка Корана у сподвижников не было (т.к. Пророк сам распологал новые ниспосылавшиеся аяты в нужные места, и тем самым список динамически менялся). Но после смерти Пророка с.а.с. ниспослание новых откровений завершилось, и сподвижники стали "собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей". Можете подробнее почитать о том, как шел этот процесс, например, в книге "На пути к Корану" Э.Кулиева.

В случае с Кораном мы имеет беспрецедентный факт фиксации Откровения. Что абсолютно соответствует современным требованиям к объективности данных, которую подразумевает научный подход.

После этого нелепо выглядят случаи, когда "научные" исследователи посвящали всю свою жизнь, чтобы доказать, что Коран был изначально искажен при записи, как Ветхий и Новый Завет. Некоторые пытались доказать, что Коран был собран спустя столетия после смерти Пророка с.а.с. - Эта версия была распространена в европе вплоть до 20 века. Но современные находки, в том числе советских востоковедов, поставили крест на этих "научных" взглядах европейцев. Русские востоковеды собрали по территории советских мусульманских республик почти полный текст Корана, датируемый первой половиной 1-го года хиджры. Т.е. тот самый, который был в обиходе сподвижников. И этот текст идентичен текстам Корана, издаваемым по сей день во всем мире.

Плюс ко всему Откровение Корана было тщательно зафиксировано в условиях, максимально благоприятных для этого, среди которого большое развитие (устной) поэзии у арабов - так что арабы с ходу запоминали большие отрывки текста наизусть. Ну и, разумеется, абсолютное политическое доминирование сподвижников Пророка Мухаммада с.а.с. сначала в Аравии, а потом в ключевых регионах мира, таких как Сирия, Палестина, Ирак (Месопотамия), Египет, Персия (Иран), Кавказ. Когда был собран и зафиксирован в единую книгу при халифе Усмане, эта книга была скопирована и отправлена в разные регионы Халифата. Коран приходил на подвластные сподвижникам территории - и не могло быть речи о том, что при его составлении кто-то что-то боялся туда включить. Скорее наоборот - как, например, произошло с шахом Персии [?] , который порвал письмо Пророка Мухаммада с.а.с. и Пророк с.а.с. сказал:

"Да разорвет Аллах его царство" [*].

И империя, существовавшая тысячу лет - исчезла навсегда спустя несколько лет. И это только за порванное письмо, где была одна строчка из Корана....

 

Систематизация, критичность, доступность знаний.

Вторая после Корана основа исламского вероучения - Сунна. Сунна дословно перводится "обычай, пример" и состоит из сообщений о поступках Пророка (с.а.с.), его высказываниях, невысказанных одобрениях поступков и слов других людей, а также описания его качеств.

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов — выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов (цепочек передатчиков). Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов (людей, занимавшихся собиранием и критикой хадисов) было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления – “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да‘иф/.[?] При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.

Наибольшим авторитетом пользуются, естественно, достоверные хадисы, а самыми авторитетными сводами хадисов признаны шесть нижеперечисленных сборников. [?]

“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). (...)

Имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и информаторов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трёхсот хадисов, а с учётом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество ещё меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки. (...)

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”. (...)

Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. [*]

Из этой истории мы отчетливо видим такие составляющие научного подхода, как критичность (из 600 тыс. отобраны 4 тыс. хадисов), систематизацию данных (группировка хадисов по тематическому признаку), открытость (передавал хадисы со слов более тысячи шейхов).

В прошлом разделе мы выяснили, что Коран составлялся сподвижниками Пророка (с.а.с.) - и они были могущественной политической силой, благодаря чему информация была дополнительно защищена от искажения. Но т.к. Имам Аль-Бухари жил в 194-256 г.х. (810-870 г.Р.Х.), может возникнуть вопрос - не оказывалось ли на него давление со стороны властей? Давление оказывалось, но оно не было значительным.

(...) официальные власти не могли контролировать процесс появления авторитетной прослойки широких народных масс. Эту прослойку сформировали ученые, причем вполне спонтанно и абсолютно независимо от властей империи и их устремлений. [*]

Однажды амир Бухары, Халид ибн Ахмад велел Имаму Аль-Бухари: "Приходи и читай мне и моим детям свои книги", на что Имам ответил: "Я не унижаю знания, и не ношу его к чьим либо дверям. Если ты нуждаешься в нем, то приходи ко мне. Я никого не выделяю чем-либо, а если тебе не нравится - то помешай мне, чтобы в День Суда перед Аллахом у меня было оправдание за утаивание знания". Амир разгневался, но все что предпринял - подключил некоторых людей для дискредитации Имама.

 

 

Этот пример, помимо ограниченности правителей в воздействии на ученых также свидетельствует об открытости знаний для всех - одной из составляющей научного подхода.

Христианские и мусульманские первоисточники - сходства и различия.

На первый взгляд может показаться, что некоторые Хадисы Пророка Мухаммада  имеют подобие Евангелиям, хотя в действительности между ними есть существенное отличие. Хадисы — это собранные и переданные изречения Пророка Мухаммада, а также сообщения, в которых рассказывается о совершенных им поступках. Именно в таком качестве выступает по отношению к Иисусу Евангелие. Некоторые из собраний Хадисов были записаны спустя десятилетия после смерти Мухаммада, подобно тому, как и Евангелия были написаны спустя десятилетия после Иисуса. В обоих случаях — это сведения о событиях прошлого, свидетелями которых были определенные люди. Нам еще предстоит увидеть, вопреки тому, что многие думают по этому поводу, как получилось, что авторы четырех канонических Евангелий не были свидетелями событий, о которых они повествуют. То же самое относится и к наиболее авторитетным Хадисам, о которых автор поведет речь в конце этой книги.

Однако на этом общность Хадисов с Евангелиями заканчивается. Если достоверность ряда Хадисов была предметом долгих обсуждений, которые еще не окончены, то подобная проблема, касающаяся Евангелий, была раз и навсегда решена Церковью еще в самую раннюю эпоху Христианства. Лишь четыре из них были объявлены официальными или каноническими, причем несмотря на существование многих моментов, по которым они не согласуются между собой. Все остальные Евангелия Церковь приказала упрятать — отсюда и произошел термин "апокрифы".

Другое основополагающее различие между Писаниями Христианства и Ислама заключается в том, что в Христианской религии нет ни одного текста, представляющего собой записанное Откровение. Тогда как в Исламе есть Коран, который полностью удовлетворяет этому условию.

Коран — это Откровения Бога, переданные Мухаммаду через Архангела Джибриля. Они сразу же записывались, доносились до верующих и запоминались ими наизусть, а также произносились в молитвах — особенно во время месяца Рамадана. Пророк Мухаммад сам упорядочил эти Откровения, составив Суры, которые были собраны в единую Книгу вскоре после его смерти, в период правления Халифа Усмана (с 12 по 24-й год после смерти Пророка). Такова история текста Корана, который нам известен сегодня.

В отличие от Корана Христианское Откровение основано на человеческих свидетельствах — многочисленных и непрямых, потому что фактически мы не имеем свидетельства, исходящего от очевидца жизни Иисуса, вопреки тому, что представляют себе многие Христиане. [*]

Интересную историю по этому поводу привел Мухаммад аш-Шариф:
 “Еще в юношеские годы я посещал месячный курс да’вата (исламского призыва). Тогда один из наших преподавателей исламских наук – проф. Махмуд Гази из Исламабада, Пакистана, – рассказал нам о своей официальной поездке в Ватикан. Там его делегация встретилась с группой первосвященников. Проф. Гази спросил одного из них: «Есть ли у вас такие слова, о которых вы знаете наверняка, на сто процентов, что их произносил Иисус Христос?». Священнику стало немного стыдно, однако он честно признался, что нет ни одного слова, которое достоверно восходило бы к Иисусу – язык на котором он говорил, был навсегда утерян.

  «А как насчет Мусульман? — Подцепил выражение священник. — У вас есть такие слова, о которых вы уверены на все сто, что они были произнесены Мухаммадом?». Проф. Гази улыбнулся. Он ответил: «Помимо того, что у нас есть библиотеки книг со словами, о произнесении которых Пророком (мир ему и благословение Аллаха!) у нас нет сомнений, мы также имеем науку под названием «таджвид». Эта наука учит тому, как произносить каждый слог, каждую гласную в точности так, как это делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!)!»”[*]

Читать часть 2...


Tags: атеизм, ислам, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments